|
Стальная миля в будущее
|
Тот самый, что вдохновил Маяковского на одноименную поэму; тот самый, "сквозь который" поэт, будучи в Америке, "смотрел на Нью-Йорк"; тот самый, что заставил бунтаря почувствовать себя "смиренным". Давайте же воспользуемся его фантастическими свойствами и перенесемся на пару столетий назад. В начале 1800-х Нью-Йорком назывался город в пределах острова Манхэттен.
Бруклин, так же, как и другие районы нынешнего Большого Яблока, был отдельным быстро растущим поселением. Разделявшая их Ист-Ривер, вопреки названию, - не река, а морской залив, в то время самая оживленная водная артерия Западного полушария. Необходимость соединить ее берега становилась очевидной, но поначалу речь шла о... туннеле: уж слишком нереальной казалась задача возвести мост такой высоты, чтобы под ним могли проходить большие парусные суда.
|
|
Лишь в 1855 году опытный инженер-мостостроитель Джон Роблинг, устав от ненадежности паромов, предложил поражающий смелостью проект переправы, одобрить который отважились только в 1869-м. Паромы отомстили "обидчику": один из них раздробил ему ногу о пирс, когда Джон выбирал место для будущего шедевра, и вскоре столбняк свел Роблинга-старшего в могилу. Дело отца продолжил Вашингтон Роблинг.
В те времена сталь использовали в основном на железных дорогах. Именно Роблинг впервые предложил заменить в тросах традиционную железную проволоку на более прочную стальную. Он же первый использовал динамит для расчистки места под основания опор. Далее в ход пошли пневматические кессоны - огромные цилиндры со сжатым воздухом, в которых рабочие-иммигранты за $2,25 в день в условиях Дантова ада закладывали фундамент моста.
|
|
Роблинг-младший стал его второй жертвой: лично контролируя процесс, он получил кессонную болезнь и паралич. Далее стройку ВВ (Вгоок1уп ВгУде) фактически вела жена Вашингтона, Эмили, прошедшая под руководством супруга ускоренный курс высшей математики и инженерного дела. Дерзость конструкции определялась тем, что оба берега, как назло, были очень низкими.
Чтобы поднять пролет на 41 метр над водой (именно после Бруклинского моста это стало стандартом до конца парусной эры) и сохранить для судоходства всю ширину Ист-Ривер, Джон Роблинг спроектировал всего две башни. Но какие! Без малого стометровые. Это были высочайшие строения Нового Света. Они доминировали над окрестностями: на их фоне самые шикарные городские особняки казались ничтожными, не говоря уже о теснящихся у воды приземистых складах и лабазах.
|
|
Мост в цифрах
Неоготические арки делили 26-метровую проезжую часть на два потока потри полосы в каждую сторону: изначально одна отводилась поездам, две - экипажам и всадникам. Для пешеходов (а позже и велосипедистов) предназначался приподнятый над транспортом променад по центру.
К пилонам крепились кабели основной подвески, а также диагональные и косые стяжки, которые образовывали над пролетом длиной 486 метров сложную паутину общей протяженностью более 20 тысяч километров. Понятно, что при таком возвышении полотна с моста вели длинные съезды: они довели его общую длину до 1825 метров.
|
|
"Я горд
вот этой
стальною милей", - писал Маяковский в 1925 году.
Стальная миля: открытие
Нетрудно представить, как горды были самым длинным на тот момент подвесным мостом в мире жители Нью-Йорка и Бруклина, когда 24 мая 1883 года состоялось его торжественное открытие. Первой - с петухом, символом победы, в руках - по своему детищу проехала Эмили Роблинг, а всего в первый день Ист-Ривер пересекли почти 2 тысячи повозок, более 150 тысяч человек и даже некоторое количество домашнего скота.
|
|
Ничто не предвещало случившейся всего через неделю беды: поднимаясь на променад, одна женщина оступилась, ее подружка вскрикнула и... Кто-то крикнул, что мост вот-вот рухнет, в панике и давке погибли 12 человек. Для того чтобы продемонстрировать надежность, по мосту провели кавалькаду из 21 слона. Высота моста манила авантюристов: в 1885-м учитель плавания Роберт Одлум первым сиганул с него в воду: не утонул, но умер в больнице от внутренних травм.
Через 10 лет первый прыжок совершила женщина: Клара МакАртур набила чулки песком, чтобы войти в воду "солдатиком", и у нее получилось. В1974- м один "супермен" прикинулся Человеком-пауком и влез на кабельные растяжки; полиции пришлось попотеть - как и чуть позже, когда другой чудак в костюме Элвиса Пресли и наручниках попытался повторить трюк Гудини. Грандиозное сооружение долго было символом Нью-Йорка - пока его не затмили Эмпайр-стейт-билдинг, а потом и башни Всемирного торгового центра.
|
|
По горькой иронии судьбы именно по Бруклинскому мосту после кошмара 11 сентября 2001 года люди уходили с Манхэттена. Подобное же столпотворение наблюдалось там и в 2003-м - во время знаменитого "блэкаута", когда часть восточного побережья США осталась без электричества. В такие моменты добрым словом поминают Джона Роблинга, который заложил в проект шестикратный запас прочности.
И хотя некачественные материалы уменьшили его до четырех крат, мост все равно успешно выдерживает как подобные форс-мажоры, так и ежедневный штатный поток из 145 тысяч автомобилей. Преподносит ВВ и забавные сюрпризы: пару лет назад во время планового осмотра в основании со стороны Манхэттена рабочие обнаружили тайник времен "холодной войны", а в нем - более 350 тысяч банок с консервами и водой, упаковок галет, медицинских наборов и прочих припасов на случай ядерного удара!
|
|
Стальная миля: за годом год
За минувший век с четвертью Бруклинский мост претерпевал разные метаморфозы: поезда сменили трамваи, а потом исчезли и они, подъездные пути перестраивались под новые транспортные развязки, обновлялось покрытие и подсветка.
На очередное обновление выделено $300 миллионов (это в 20 раз больше, чем стоил в свое время сам мост). Однако эксперты уверены: творение Роблинга - в отличной форме и отпразднует еще немало юбилеев. Поверьте Владимиру Владимировичу:
"Бруклинский мост - да... Это вещь!"
|
По материалам туристического рекламно-информационного еженедельника Отдых PLUS
|
Заявка на подбор тура
Вашу заявку получат сразу 3 турфирмы, и менеджеры подберут для Вас наилучшие варианты.
Поиск тура:
Авторизация:
Подписка на рассылку:
|